|
Вечная мерзлота интернета
Вместо эпиграфа:
Хлестаков. Хорошо, хорошо! Я об этом постараюсь,
я буду говорить... я надеюсь... все это будет сделано, да, да... (Обращаясь
к Бобчинскому.) Не имеете ли и вы чего-нибудь сказать мне?
Бобчинский. Как же, имею очень нижайшую просьбу.
Хлестаков. А что, о чем?
Бобчинский. Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите
всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство,
живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет
Петр Иванович Бобчинский.
Хлестаков. Очень хорошо.
Бобчинский. Да если этак и государю придется, то скажите и государю,
что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр
Иванович Бобчинский.
Хлестаков. Очень хорошо.
Н.В.Гоголь "Ревизор"
Со времён Ревизора времени прошло
много, но немногое изменилось. Разве, что теперь вместо государя интернет,
и для того, чтобы заявить о себе создают персональные сайты. А уж тем
у кого нет интернета, тем приходиться по старинке прорываться к прези-денту
на горячих телефонных линиях, писать письма в его же администрацию или
на ху-дой конец ехать к Якубовичу на "Поле чудес".
Юристы тоже в общем и целом люди, и тоже делают свои сайты, осуществляя
мечту гоголевского маленького человека. Но это первоначальный порыв, жизнь
безуслов-но вносит свои коррективы и потихоньку сайты либо становятся
действительно полезной вещью (полезной для посетителей или для владельцев)
либо просто умирают. Интернет - великая вечная мерзлота, где не разлагаясь
и не изменяясь лежат в унылой тишине тысячи и тысячи заброшенных сайтов,
и так они и будут лежать создавая иллюзию только, что отлетевшей жизни,
и я даже рискну предсказать рождение новой науки: интернет-археологии,
когда лет через 20-50 энтузиасты будут разбирать завалы рухнувших сайтов,
восстанавливая историю, некогда бившей здесь ключом жизни по записям в
гостевой и архиву новостей полувековой давности.
Особенности адвокатских сайтов ( а кажется представители других юридических
профессий сайтами пока не обзавелись (что кстати само по себе довольно
интересно)) мы рассмотрим на примере двух вполне конкретных интеренет-представительств,
которые назовём условно A и B.
Но для начала несколько общих соображений:
Итак первое: в чём собственно цель создания таких сайтов. Цель очевидная
- увеличить доход конкретного адвоката или адвокатского объединения. Достигнуть
этой цели можно двумя способами, увеличив количество клиентов и подняв
цены за услуги. Как этому может способствовать наличие у того или иного
адвоката сайта?
Ну, первое и самое очевидное - это реклама. То есть сайт будет играть
роль рек-ламной листовки или рекламного ролика или рекламного стенда,
только размещённого не на улице, телевидении, странице печатного издания
а в интернете и таким образом будет зацеплен ещё один ( очень впрочем
небольшой ) кусок аудитории, предпочитающий ин-тернет всем остальным источникам
информации. Но что такое реклама в источнике ин-формации? Это вещь этот
источник загрязняющая, потребитель встречает её с пренебре-жением и старается
от неё избавиться, и в интернете сделать это легче чем при просмотре телепередач
или чтении газет. Существует безусловно бездна всяких уловок.
Однако есть и второй путь. Путь создания интересного для посетителей сайта.
Путь этот во-первых на несколько порядков более сложный, а во-вторых влияющий
на выполнение основной цели лишь косвенно, потому, что совсем не факт
что человек при-шедший на сайт за интересной информацией сделает для себя
вывод, что в дальнейшем он когда-нибудь воспользуется услугами этого адвоката.
Однако, во-первых: не хлебом еди-ным, должны же быть у адвокатов и другие
интересы, кроме собственно денег. Очень соб-ственно неплохо иметь какой-нибудь
проект просто для души, а во-вторых есть такая вещь, как репутация, и
она может работать на вас и в том числе и на ваш доход гораздо надёжнее,
чем тривиальная реклама.
Итак, что же мы видим заходя на выбранные нами для исследования сайты.
Начнём с рубрики "Успешные дела". Она имеется на обоих рассматриваемых
нами сайтах. Что же там можно увидеть? Перечисление и констатацию юридических
по-бед: была такая-то ситуация, было сложно, но адвокат такой-то свёл
последствия к мини-муму. Напоминает сюжет для рекламного ролика жевательной
резинки или зубной пасты, в очередной раз победившей кариес и кислотный
баланс заодно восстановившей.
Я не сомневаюсь, что всё это правда, но я так же не сомневаюсь и в том,
что всё это малоинтересно. Если бы каждое дело было расписано с предельной
искренностью, во всех подробностях и хорошим языком, это бы ещё куда ни
шло, но в данном виде это ма-лоинтересно.
Поясню свою мысль. Представьте себе, что тоже самое написано в обыкновенной
газете или журнале. Купите вы такую газету или нет? Я думаю, даже самые
раскрученные юристы, типа Резника и Падвы, прогорели бы на издании подобных
дневников.
N.B. Другое дело дневники личные. Вот если бы адвокаты представили такие,
это было бы интересно. Даже необязательно, чтобы это была откровенность
и натуралистич-ность. Нет. Просто взгляд юриста на всё, что угодно, кроме
своей профессии. Вот тогда бы посетители поверили, что с ними работает
живой человек, а не машина. И доверия бы было больше, и тогоже самого
бабла соответственно тоже. Но это так фантазии.
То есть, так или иначе вы должны решить, что же вы хотите издавать, бесплат-ный
рекламный листок для рассовывания по почтовым ящикам или серьёзную газету
для интеллигентных людей.
И тот и другой вариант имеет свои минусы и плюсы.
С точки зрения наличия креатива внимание привлекают три рубрики: законода-тельство,
публикации и юмор, а оправдывает это внимание одна, потому, что в разделе
"законодательство" нет обзора этого самого законодательства
или комментариев к нему. Там находятся законы в чистом виде, но для этого
есть другие, более полные и специали-зированные источники, правда может
быть дело здесь в бесплатности предоставленных материалов, юмор похоже
не эксклюзивный. А что касается раздела "публикации", то это
видимо и есть самое интересное. Там размещаются статьи, написанные работниками
юри-дического бюро и опубликованные в различных печатных (оффлайн) изданиях.
Вот он, долгожданный момент творчества именно это здесь можно почитать.
ПОЧИТАТЬ. Это волшебное слово - почитать…, а что ещё требуется от интернета,
ведь не забывайте, что HTML - это язык разметки не чего-нибудь, а гипертекста,
это уже потом к тексту приле-пили картинки, звуки, скрипты и т.д.
Кроме этого, есть ещё несколько повторяющихся из раза в раз разделов,
называ-ются они примерно так: о нас, контакты, партнёры, услуги, сотрудничество
и т.д. Все они носят формальный характер: мы находимся там-то, предлагаем
то-то и то-то, стоит это столько-то. Собственно именно для размещения
этой информации сайты и сделаны, и можно сказать, что мы неправильно их
критиковали, не с той точки зрения, с которой смотрят люди их сделавшие.
А они просто хотели сделать некую базу данных, хранилище справочной информации
о себе и своей фирме, куда бы всегда можно было отослать заин-тересованного
человека со всеми возникающими у него вопросами, и задуманное у них получилось.
И эти два сайты и многие подобные сделаны профессионально и грамотно.
Скучновато Вам читать? Вот то то. Тото - это уменьшительное от Сальваторе.
Так звали Скилаччи, лучшего бомбардира чемпионата мира 1990 года. По футболу.
Сги-нул он сейчас где-то в японской J-лиге. А лет ему должно быть 39,
так, что наверное уже не играет. Ну так, вот, насчёт того, что скучновато.
Предмет обязывает. Или нет? Как вы думаете, господа юристы, скучная у
Вас профессия?
P.S. Эта статья, как и предыдущая написана неюристом. Кроме того, сайты
были рассмотрены достаточно поверхностно, потому вполне возможно, всё
написанное оши-бочно и есть лишь плод разыгравшейся фантазии автора. Заранее
приношу извинения всем, кого обидел.
(без НДС) Дмитрий Козлов, ЗАО «ПроДизайн», 2003 г.
|